Усадьба Абрамцево

В 1843 году барская усадьба на пустоши Обрамкова с большим господским домом и регулярным садом на трех искусственных террасах, спускающихся к реке Воря, была приобретена Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Тогда и началась ее славная история.

Аксаков здесь писал, а позже диктовал дочерям лучшие свои произведения, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы.

После его смерти имение пустовало недолго. Новый хозяин усадьбы Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник, был влюблен в искусство. По его настоянию воссоздали мемориальный кабинет, где собрали личные вещи и рукописи прежнего владельца. Именно в дворянском гнезде славянофила Аксакова Мамонтов любовно имитирует древнерусскую архитектуру. Здесь дух обрел форму.

Одаренный оперным голосом, увлеченный ваянием и майоликой, Савва Иванович привлек к себе молодых талантливых соратников: художников и скульпторов, композиторов, музыкантов и певцов, режиссеров и актеров. Предприниматель, создатель частной оперы, покровитель журнала «Мир искусств» – всё, что ни делал, он делал с размахом. Покоренный голосом Шаляпина, создает для него театр. Врубеля не принимает художественная критика? Меценат строит на Нижегородской ярмарке павильон для работ художника. Русским Медичи и «Саввой Великолепным» называли его современники.

В 1878 году сложился Абрамцевский художественный кружок: стремление талантливых людей к развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его традиции, было всеобщим. Несколько десятилетий здесь кипела напряженная и плодотворная жизнь — создавались живописные полотна, строились здания по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта, ставились новаторские спектакли.

Усадьба после революции и национализации стала музеем, и первым его хранителем была младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова, Александра. А традиции живут поныне.

Клуб «Галерея», расположенный в двух шагах от Абрамцево, оформлен уникальными авторскими работами современных художников и копиями знаменитых картин, которые участники Абрамцевского кружка создавали именно здесь.

Третьяковы, Морозовы, Бахрушины собирали коллекции. Савва Мамонтов непосредственно помогал самим творцам. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других, говорил Васнецов. Прибавим к этому нажитые трудами отца и умноженные капиталы, благодаря которым в Абрамцево могли жить и работать десятки гениальных живописцев: Репин, Суриков, Поленовы, Коровин, Левитан…
«Девочку с персиками», шедевр русского импрессионизма, Серов писал в столовой Абрамцевского дома с Верушки, старшей дочери Саввы. Васнецов задумывал здесь своих «Богатырей» и «Аленушку». Вместе с ним Репин и Поленов создавали иконы для церкви Спаса Нерукотворного, которая венчает абрамцевский ансамбль.
Волшебные декорации для постановок Русской Частной оперы, выполненные по эскизам участников кружка из Абрамцево, изумляли театральный мир. В «Студии» музея-усадьбы выставлена коллекция, которой завидуют многие столичные музеи: все керамические изделия Врубеля.

Уже в советские годы вокруг Абрамцево возник поселок художников. Сколько легендарных имён: Кончаловский и Машков, Иогансон и Мухина… Связь времен, преемственность традиций неразрывны. Поленов ввел Коровина в Абрамцевский кружок и познакомил с его кумиром Васнецовым, а Иогансон, в свою очередь, учился у Коровина. Самородок Машков поддержал общество «Бубновых валетов» Кончаловского и Лентулова.
Современники говорили: им улыбались все краски жизни.

Приезжайте сюда за вдохновением.